Поездка на Mondovelo и Tour de France (июль 2011)

В этом году мы снова ездили во Францию на Mondovelo. Mondovelo — это шоссейные любительские велогонки, которые проводятся по этапам Tour de France и являются самыми массовыми в мире. Основываясь на успехе прошлых лет, в этот раз компания Mondovelo организовала сразу две гонки по этапам Тура.

Первая гонка проводилась 11 июля по 19 этапу Тура по маршруту Modane Valfrejus – Alpe D’Huez, длина 109 км, три горных перевала: Col du Telegraphe — 1 категории и легендарные Col du Galibier и Alpe D’Huez — высшей категории. Ни одного горизонтального участка, набор высоты около 3200 м, высшая точка подъема 2645 м на Col du Galibier, 10 тысяч участников.

Вторая гонка проходила 17 июля по 9 этапу Тура по маршруту Issoir – Saint-Flour, длина 208 км, восемь горных перевалов 2, 3 и 4 категории, набор высоты 2300 м, высшая точка 1589 м, 7500 участников. На первый взгляд вторая гонка выглядела немного проще первой, на самом деле все  оказалось иначе, но об этом позже.

Мой друг швейцарец Мартин Руэпп в своем плотном рабочем графике смог выкроить место только для второй гонки, его друг англичанин Алистер Кей в этом году вообще не участвовал, он ушел в профессионалы и стал выступать за команду Herbalife. Мне же удалось поучаствовать в обеих гонках.

Готовиться начали еще зимой. Без проблем не обошлось, из-за большого спроса мне долго не подтверждали участие в первой гонке, в итоге Мартин смог зарегистрировать нас, но мы получили очень плохие номера. На первую гонку мне дали номер 771 в четвертой стартовой группе, на вторую 569 во второй стартовой группе, а Мартину вообще – 2279 в пятой стартовой группе. Перед самой гонкой Мартин смог поменять номер и ему дали 332 в первой группе, я же ничего менять не стал, надеясь решить проблему на месте (в стартовом коридоре ограждения не очень высокие). В общем, в начале лета все оргвопросы были решены, визы получены и 7 июля мы вместе с моей женой Леной вылетели во Франкфурт.

Первый день нашего путешествия меня немного напрягал. Дело в том, что я не хотел везти с собой два велосипеда и попросил Мартина найти велик для Лены в Швейцарии. Мартин сказал, что это не проблема, у него есть друг (кстати, тоже Мартин), который нам поможет. Перед самым выездом Мартин дал мне его адрес и телефон, но сказал, что его друг в это время может быть на работе, мне нужно будет найти гараж с зеленой дверью, открыть его и  взять любой велосипед. Я было возразил Мартину, как он себе это представляет? В маленький швейцарский городок приедет незнакомый чел на машине с немецкими номерами, ни бельмеса по-швейцарски, откроет чужой гараж, возьмет велик. А что скажут на это бдительные соседи? А что если я случайно залезу в другой гараж с зеленой дверью? Мартин мне сказал, что его друг предупредил всех соседей в округе, и я могу быть спокоен, но меня все равно это немного напрягало.

К нашему счастью Мартин (друг нашего Мартина) оказался дома, мы вместе посмеялись над нашим спасением от встречи со швейцарской полицией, он дал нам велосипед для Лены, и мы двинулись дальше. Потом мы поехали в город Солотурн и встретились с родителями нашего Мартина, они показали нам старый город и рассказали о Швейцарии. Первый день прошел успешно.

На следующий день мы приехали во французскую горнолыжную деревню Вальфрежус. Мы провели в ней несколько дней в подготовке к предстоящей гонке. 9 и 10 июля в Вальфрежусе была развернута огромная велодеревня, здесь же я получил регистрационный номер участника гонки.

Рано утром 11 июля я на велосипеде спустился с перевала Вальфрежус в город Модан. В 7 часов утра был назначен старт и за полчаса я уже был на построении. Участников было очень много,  группа на построении вытянулась на несколько километров и заняла практически все улицы этого маленького городка. Жаль, конечно, что я оказался в четвертой стартовой группе, в этом году старт сделали не общим, как в прошлом, а отдельными группами по 300 человек. Чтобы не было толкучки и завалов каждую группу запускали с интервалом в несколько минут. На номере каждого участника был приклеен электронный чип, отсчет времени начинался при пересечении линии старта. Как всегда дилетантов не было, на первых 14 километрах, когда дорога идет немного под гору, при встречном ветре средняя скорость группы составляла 48 км/ч, валили не по-детски!

На Телеграфе начались первые разборки. Тяжело, однако: 12 км подъема в Телеграф, потом 4 км спуска, потом сразу начинается знаменитый 17 километровый Галибье, который заканчивается на высоте 2645 метров. Галибье считается одним из самых сложных перевалов Тур де Франса, я ощутил это в полной мере. Сделав выводы еще с прошлогодней гонки, я поставил себе компактную систему со звездами 50/34, а назад кассету 12-25, так вот передачи 34/25 на Галибье мне не хватило.

После Галибье – спуск 50 км, скорость за 70 км/ч, адреналин «жжОт». Да, французы не умеют ездить спуски, я обогнал человек 100, мастер-класс Мартина на прошлогоднем Турмале не прошел даром. Легким приколом выглядела череда тоннелей в конце спуска, немного жутко. В одном тоннеле к тому же забыли еще и свет включить, мы тогда уже ехали группой человек в 30, страшно ехать в полной темноте, все время ждал, что кто-нибудь приедет мне в зад. Без завалов не обошлось, на выезде из тоннеля стояло несколько скорых с носилками, грузили спортсменов из предыдущих групп.

Перевал Альп Д’Уэз – легенда Тур де Франс. Примерно на середине мне пришла в голову умная мысль: чтобы ехать быстрее – нужно быстрее крутить педали. Да, мысль банальная, особенно для невелогона, но когда крутишь на левых краях и начинаешь уставать, инстинктивно начинаешь вращать педали медленнее, окончательно забиваешь ноги и из обычного велосипедиста превращаешься в судорожно ползущую черепаху. Именно это у меня случилось на Галибье. «Век живи, век учись», в общем на силе воли, поддерживая частоту вращения педалей на уровне 75-80 оборотов в минуту последние 7 километров, я влетел в Альп  Д’Уэз, обгоняя всех подряд. Я занял 803 место со временем 5 часов 00 минут 53 секунды и средним пульсом 160 ударов в минуту. Жаль, что умные мысли приходят слишком поздно, если бы мой результат был лучше всего на 12 минут, то я бы мог бороться за место в пятой сотне, но это все «еслибыдакабы».

Лена встретила меня на финише, я был очень счастлив, мы купили футболку «Альп Д’Уэз – я сделал это», посетили паста-пати для участников гонки и отправились смотреть «шоу» под названием «Финиш последних участников». Трагикомедия, кто-то едет, кто-то идет, кто-то уже сидит, каждые пять минут проезжает скорая помощь с мигалками. Отдельное удивление вызывают редко попадающиеся тети с попами в два арбуза и беременные дяди. Я не понимаю, что может замотивировать этих людей ехать 12 часов тяжелейшего марафона, причем явно без опыта и специальной подготовки. Когда я весил 106 кг, лично мне хватало полуторачасового издевательства над организмом под названием велогонка Пермь – Усть-Качка.

Следующие несколько дней мы провели на горнолыжном курорте Ле Дез Альп. Когда я выбирал это место, я просто ткнул пальцем в карту и забронировал отель. На самом деле оказалось, что Ле Дез Альп расположен у подножия самого большого ледника Европы. О чудо, 14 июля мы катались на горных лыжах, это было удивительно. Здесь же я окончательно закрепил свою новую технику педалирования. В этот же день я получил от Мартина СМСку, в которой он написал, что прогноз погоды на 17 число в Иссуаре плохой, дождь и холодно. Я ответил, что после грязей Слюдорудника дождем во Франции нас не напугать – это был первый звонок.

16 марта в аэропорту Лиона мы встретили Мартина, искренне порадовались, что Люфтганза не потеряла его багаж. Погода была отличная, мы еще раз посмеялись над нашими СМСками и поехали в Иссуар. До 5 часов утра 17 июля все шло по плану: получение номеров, тест велосипедов, раскладывание гелей по карманам, изучение маршрута, инструкции для Лены, здоровый крепкий сон. Погода была отличная.

В 5 часов утра, когда мы проснулись, шел проливной дождь. Неприятно, но не более того. Температура 17 градусов, значит днем будет выше, а дождь в горах – это временное явление. К тому же когда мы приехали на старт, дождь почти прекратился. За полчаса до старта мы уже были в стартовом коридоре. Я без особых проблем пробрался в первую стартовую группу к Мартину и ровно в 7 часов утра мы тронулись в путь. Первые 40 км валили как всегда не по-детски, традиционная групповая гонка, приятно ехать с опытными спортсменами, скорость под полтинник, при этом расстояние между гонщиками во все стороны 30 см, никто не дергается и не толкается. Жизнь немного портил усиливающийся дождь и температура, упавшая до 14 градусов, но мы с Мартином оделись, как нам казалось, тепло. У меня поверх летней формы была надета непродуваемая безрукавка и теплые рукава, у Мартина примерно также.

На первом перевале в городке Массиак Мартин уехал в отрыв с группой лидеров, температура продолжала падать, дождь переходить в снег, проблем добавлял шквальный лобовой ветер. После перевала на равнине мы начали собирать осколки первой группы, догнали Мартина. Температура 7 градусов, лобовой ветер с дождем и снегом, скорость группы 10-12 км/ч. Осознавая, что в этом аду я проведу еще 6 часов, а если с такой скоростью, то и больше, я начал потихоньку работать. Подъехал Мартин, руки и губы синие, вижу, что его уже колбасит от холода, говорить не может, но смысл моей фразы,  «это полный пи*дец»  понял сразу, хорошее погружение для изучения русского языка. На спуске у Мартина руки тряслись так, что он еле рулил, видимо от этого меня тоже начало колотить. В какой-то момент Мартин начал говорить о том, что он может сойти. Да, было бы глупо прилететь на двух самолетах специально на эту гонку и через два часа ее закончить, но вид Мартина был ужасен и, видимо, мой не лучше, шутить не хотелось. Мои руки уже ничего не чувствовали, чтобы достать из кармана энергетический гель, приходилось греть их во рту.

Начали работать в перевал Баладур, я очень замерз и решил выложиться по полной, весь перевал ехал первым, группа сыпалась, но я немного согрелся. Начало теплеть, мой компьютер показывал уже 7.4 градуса, подъехал к Мартину, сказал, что температура растет и у нас не все потеряно. На вершине перевала стояла скорая помощь, сидели велогоны в накидках из фольги, напоминающих пакеты, в которые упаковывают трупы. Температура усиленно росла (7.5 градусов) и это вселяло надежду. Закончить гонку и просидеть под дождем несколько часов завернутым в фольгу в ожидании машины мне не хотелось, Мартин, наверное, это тоже понял. Тем более температура обнадеживающе росла, было уже 7.8 градуса, мы ехали дальше. Большую поддержку оказывали местные жители. Во всех городках люди выходили на улицы, стояли под проливным дождем и аплодировали нам. Здесь очень уважают велоспорт! До слез приятно!

На перевале Пейрол через 100 км после старта Мартин отстал. Он допустил серьезную ошибку, перед началом гонки, посчитав, что перевалы «не так високи», скорость важнее, он поставил себе кассету 11-23, при том, что впереди у него стояла стандартная система 53/39. Но перевалы 2,3 и 4 категории отличаются от 1 и высшей, в основном, только своей длиной, градиенты 10-15%  могут встречаться везде, 39/23 на таких перевалах проворачивать очень трудно. У меня же было все по-другому, после первой гонки я сделал серьезные выводы, моя техника педалирования работала, небольшая длина перевалов была мне только в плюс, меня хватало. Спуски тоже работали на меня, пару раз я останавливался на вершине перевала, чтобы пополнить запасы еды и воды, потом на спуске оба раза догонял свою группу.

После спуска с перевала Перфю дорога повернула на 180 градусов, тот шквальный лобовой ветер, который сопровождал нас почти 130 км, начал дуть нам в спину. Дождь начал стихать, температура выросла аж до 10 градусов. На одном пункте питания на столе лежали штук пять маленьких пирожных, я их сгреб в рот и запил горячим чаем, чувствую – прожевать не могу, не сразу понял, что съел их прямо в бумажных формочках, стало смешно, вернулось чувство юмора, жизнь налаживалась! На очередном перевале какой-то старый француз считал, кто каким едет, я не понимаю французский, но слышал, что он сказал два слова. Я видел сколько людей уехали в первый отрыв и догадывался, что еду хорошо, но тут я понял, что еду в первой сотне.

Последние 50 км ехали по ветру и, в основном, под гору, скорость под полтинник. Очень красивые места, дубовые рощи, французские деревеньки, везде символика Тур де Франса, аплодирующие жители. Дождь прекратился, температура выросла до 12 градусов, асфальт начал подсыхать. За 15 км до финиша вдруг начало проглядывать солнце и еще потеплело на пару градусов.

Финишная гора была обозначена как перевал 4 категории, и я не придал этому особого значения. В реальности это оказалось двухкилометровым подъемом с градиентом 12 %. Да, после 200 км моя техника педалирования уже не работала, вспомнил про Галибье и про судорожно ползущую черепаху. Но все равно почти через 8 часов после старта под аплодисменты жителей города Сан-Флор мой финиш состоялся. Удивленная Лена объявила мне, что я приехал 74-м, но я был рад уже и тому, что это все закончилось.

Мартин приехал на 5 минут позже меня и занял 90 место. Перед последней горой он проколол переднее колесо, ехал на ободе, поэтому финиш ему дался особенно трудно. Мы радовались как дети, мы сделали это!

На следующий день утренняя газета города Клермон-Ферран, где мы жили, опубликовала большую статью о нашей гонке и результаты, это было главным событием выходных в этом районе Франции. Из 7500 заявленных участников на старт вышли только 4056, из них до финиша доехали только 1982 человека. Некоторых людей, сошедших с гонки, эвакуировали вертолетами. Один бывший профессиональный велогонщик сказал в интервью, что он проехал 300 гонок и хуже погоды не видел.

Первое место занял бывший профессионал француз Лилиан Жегу, его время 6:48:55, удивительно, но впереди нас были две женщины: Магда Десанжен со временем 7:28:27, 20 место в абсолюте и Карина Сайссет со временем 7:49:36, 65 место в абсолюте. Мартин занял 90 место в абсолюте и 31 в возрастной категории со временем 7:58:03, а я – 74 в абсолюте и 24 в своей категории со временем 7:53:29 и средним пульсом 155 уд/мин.

После гонки мы побывали еще на трех альпийских этапах Тур де Франса, съездили в Италию и немного покатались по знаменитым французским перевалам. Очень много ярких событий осталось в наших воспоминаниях.

 

 

Ссылка на отчет о нашей прошлогодней поездке

Полный фотоотчет (фотографии можно листать стрелками клавиатуры):